Новые возможности мышления становятся основанием для
дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания,
памяти. Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие-думающим. Как
правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания.
Так, при овладения математикой ведущая роль принадлежит объему внимания;
успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а
обучение чтению-с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные
свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным
предметам. Свойства внимания такие, как переключение и устойчивость, можно и
нужно тренировать. Родители могут использовать задания и игры направленные на
развитие внимания «перепутанные линии,
поиск скрытых фигур и др., помещенные в детских журналах».
Для успешности в учебе необходимо также развивать
память младших школьников. Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников - это
многократное повторение, обеспечивающее механическое запоминание.
Основой логической памяти является использование
мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Таким образом,
память основана на понимании. Л.Толстой говорил: «Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».
Важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их
мыслительных способностей. Основное внимание должно быть уделено обучению логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению
общего и различного, умению давать простейшие определения:
Не менее важной проблемой в начальной школе является
развитие у школьников интереса к чтению. "Люди перестают мыслить, когда они
перестают читать" философ Д.Дидро
Как же помочь ребенку стать читателем?
Как правило, в каждом классе есть 2 группы детей,
демонстрирующие полярное отношение к
чтению. Одни читают охотно и много, другие, напротив, не любят читать, делают
это лишь по принуждению. Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют
техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может
служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае
нужно уделять внимание отработке технической стороны чтения, которая, как и
любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения
и совершенствования. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в
систематических, ежедневных домашних упражнениях. Таких как, проговаривание
скороговорок, дыхательные упражнения, упражнения для артикуляции.
Потребность в чтении не возникает сама по себе и не
складывается в результате принудительного общения с книгой. Любовь к чтению
складывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к
чтению самих родителей. Как правило, читать любят дети читающих родителей. У
читающих родителей могут быть нечитающие дети, но у нечитающих родителей не
могут быть читающих детей.
Советы родителям (американского
психолога В.Уильямса)
-Пусть дети видят, как вы сами читаете с
удовольствием, делитесь прочитанным.
-Показывайте ,что вы цените чтение: покупайте книги,
дарите их сами и получайте в качестве подарка.
-На видном месте повесьте список, где будет отражен
прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за который срок)
-В доме должна быть детская библиотека.
-Предложите детям до или после просмотра фильма
прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
-Поощряйте чтение детей вслух, чтобы развить их навык
и уверенность в себе.
-Детям лучше читать короткие рассказы, тогда у них
появляется удовлетворение.
-Пусть дети каждый
вечер читают перед сном.
|