Календарь

Новый Акрополь

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 19.04.2024, 22:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя Фоминовой Инны Михайловны
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Упражнения для развития навыка чтения

Формирование этого навыка затягивается на долгие годы. Программа начальной школы предусматривает его постепенное усовершенствование от класса к классу, и на каждом этапе его сформированность оценивается по таким показателям, как объем прочитанного, скорость (беглость) чтения, его правильность, осмысленность и др.

Однако почти в каждом классе находится несколько учеников, которые хронически не укладываются в предусмотренные нормативы. В общем-то, умея читать (артикулировать написанное), они проделывают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного.  Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, которые проводят с ними и учителя, и родители, как правило, дают более чем скромный результат. Заметим, что при этом взрослые невольно постоянно фиксируют внимание ребенка на его неудачах, что приводит к росту его тревожности, формированию эмоционально отрицательного отношения к процессу чтения и ко всей учебе в целом, к неверию в успех и скованности, вызванной страхом допустить при чтении ошибку.

По нашему мнению, это тот случай, когда ребенку срочно требуется психологическая (а не педагогическая) помощь. Эта помощь должна быть направлена как на снятие этих психологических барьеров, вызванных неудачами в чтении, так и непосредственно на формирование навыка чтения, - но только иным путем, отличающимся от выполнения учебных заданий или от изнурительных тренировок.

Предлагаемый нами путь - это различные, необычные, веселые упражнения со словами и текстами, выполнение которых в непринужденной обстановке, создающей положительный эмоциональный фон, обеспечивает формирование целого ряда перцептивных и мыслительных операций и способностей, которые в качестве составных компонентов входят в процесс чтения. Другими словами, ребенку, испытывающему трудности в чтении, предлагается на время отвлечься от этого «нудного» занятия и вместо этого заняться забавными упражнениями со словесным материалом; выполнение этих упражнений приводит к формированию у него целого ряда важных операций, лежащих в основе чтения; овладев ими, ребенок впоследствии читает гораздо лучше.

Упражнения для развития техники чтения.

Развитие зрительной памяти, внимания, расширение поля зрения.

 Найди лишнюю букву: а о в у и (в д у з т).

 Найди лишний слог : на но ну ни (бо но ро мы со ко).

Найди лишнее слово:

река

слон

мала

речка

лев

моль

ручей

мак

мела

ручка

тигр

мила

 

 

 

Игра "Кто играет в прятки?" Среди случайного набора букв найти названия животных.

 

кнотигряжомедведьцяюхдятелиса

аниёсленотушканчикмфэьволкулдг

усиндюкитыъщеголсйвбзайкабанир

шлошадьалуморжкозапочажукенгу

рубиршлосьщсирупчеласкактжира

фьфулеворондеиницапляруосар


 

 Игра "Зоркий глаз"

Детям предлагается отрывок текста в 3 - 4 строки. Необходимо вычеркнуть все буквы о (большие и маленькие) , позже можно предложить вычеркнуть одновременно две буквы (а,м).Со временем это упражнение можно усложнить: подчеркнуть односложные слова, поставить знак ударения в двухсложных словах, найти самое длинное слово и др.


 

 Игра "Фотоглаз"  

Сфотографировать(запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне или нет .


Игра "Найти вторую половину слова"

 

кос-ничий

мо-мент

ко-на

лес-таро-вок

го-са

 вес-род

пар-моссо-тор

Упражнения для развития вырази­тельности чтения

1. Чтение слова с разными оттенками ин­тонации.

2. Чтение фразы с интонацией, соответ­ствующей конкретной ситуации.

3. Упражнения для дыхания.

4. Упражнения для развития голоса.

5. Упражнения для дикции.

6. Чтение небольших стихов, например:

        Кто на льду меня догонит?

        Мы бежим вперегонки.

        И несут меня не кони,

        А блестящие коньки.

7. Прочитать, передавая радость (возму­щение, печаль, гордость) в зависимости от текста.

8. Чтение по ролям, в лицах.

9. Использование «памятки»:

а) представь себе то, о чем читаешь; по­думай, какое чувство можешь передать при чтении;

б) читай четко слова и окончания;

в) выделяй голосом важные мысли, соб­людая знаки препинания.

 




Категория: Мои статьи | Добавил: mudrost (14.01.2013)
Просмотров: 2309 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024