К четвертому классу у
большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов,
складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся
больше, другие – меньше. Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом
связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то
нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности. А
если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается?
Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет.
Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд
одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает
склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания.
У четвероклассников формируется произвольность
познавательных процессов: внимания, памяти. Важнейшим новообразованием является
познавательная рефлексия: способность к осознанию причин учебных успехов и
неудач. Развивается личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать
и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте впервые происходит
осознание потребности в саморазвитии. Ребенок начинает осознавать свои права и
обязанности. Самооценка становится устойчивой. Более зрелым становится общение.
К значимым взрослым дети начинают относиться как к обычным людям, имеющим свои
достоинства и недостатки. Сверстники становятся
более значимыми. Их мнение становится более важным, чем мнение взрослых.
Развивается сотрудничество, формируется способность интересоваться другими
людьми и принимать участие в их делах. Активизируется межполовое общение.
Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в
социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. В этом
возрасте могут развиться социальные страхи (боязнь не соответствовать
общепринятым нормам, образцам поведения), повыситься эмоциональное реагирование
на трудности, появиться чувство одиночества.
|